Орловский эксперимент, его успешность и новые перспективы

2 марта 2003 г. НПА России приняла участие в одной из регулярный поездок группы известной правозащитной организации В.Ф.Абрамкина – Общественного Центра содействия реформе уголовного правосудия (ОЦ) под руководством Людмилы Альперн в женскую исправительную колонию строгого режима УИН Минюста РФ по Орловской области (ИК-6) в Шахово. Это одна из двух в стране колоний для особо опасных женщин убийц-рецидивисток, созданная в 1971 г. За несколько последних лет, после передачи учреждений исполнения наказания из МВД Минюсту и совершенствования законодательства, она разительно преобразилась, особенно за счет эксперимента, проводящегося на базе колонии: основой всей деятельности стало психолого-педагогическая и социальная работа, организационно оформленная в виде специальных центров, в которые пришло много молодых сотрудников с ВУЗовским образованием. Сотрудничество руководства колонии с ОЦ принесло настолько многообразные полезные плоды, что значительно упрочилось и стало активно идущим навстречу друг другу взаимодействием. Колония начала получать ощутимую целевую гуманитарную помощь, оснастилась современным оборудованием. Но не менее важным фактором, преобразившим как внешний образ колонии, так и ее психологическую атмосферу, стала проводимая с участием ОЦ работа по гуманизации режима колонии. Очевидная продуктивность этой деятельности стала залогом дальнейших совместных усилий. Налажено также сотрудничество с Рязанской академией права и экономики Минюста России, с различными религиозными конфессиями, с департаментом юстиции и полиции кантона Базель Швейцарской Конфедерации. Начальник ИК-6 полковник внутренней службы Юрий Яковлевич Афанасьев показал нам различные корпуса колонии, камеры, общественные помещения, недавно превосходно отремонтированные ШИЗО и гостиницу для приезжающих на свидания родственников, не уступающую городской, а также территорию колонии с садом и скульптурными композициями, созданными заключенными. На базе колонии создано предприятие по пошиву зимней и летней полевой формы военнослужащих, где работает 65% заключенных. Разнообразны и различные формы клубной работы и художественной самодеятельности, а фактически социо- и арттерапии: хор, танцевальный кружок, поэтический клуб, сказко-терапия, живопись, вышивка, лепка. За счет гуманитарной помощи со вкусом постоянно пополняется библиотека колонии. Повсюду привносится дух соревнования.

Начальник медчасти Андрей Константинович Князев продемонстрировал превосходно налаженную, оснащенную и укомплектованную службу (терапевт, гинеколог, стоматолог, нарколог, психиатр), располагающую самыми современными психотропными средствами. В этом заслуга Общественного Центра содействия реформе уголовного правосудия, а также Фонда Сороса. Из 1680 заключенных 40% состоит на наркологическом и психиатрическом учете. Как раз на 40% колония и переполнена. Наше предложение на заседании попечительского совета колонии сосредоточить усилия на разработке процедур перевода нуждающихся в этом больных в психиатрические учреждения вызвало у всех заинтересованный отклик, так как эта категория заключенных затрудняет жизнь и себе, и окружающим. Опыт временного перевода этих заключенных на лечение в Рыбинскую психиатрическую больницу системы МВД Ярославской области себя не оправдал, в силу значительно худшего там положения с лекарствами.

Итак, неоправданным образом не налажена, даже не сложилась практика комиссионного освидетельствования заключенных, заболевших психически в период отбывания наказания либо обнаруживших прежде имевшееся психическое расстройство. Целенаправленная работа в этом направлении смогла бы открыть различные способы решения этой давно наболевшей проблемы – по многим данным из самых различных источников известно, что в пеницитарных учреждениях до 30% составляют лица с серьезными психическими расстройствами. Однако пример ИК-6 показывает, что гуманизация режима колонии решает и эту проблему наилучшим образом.

* * *

Находясь в Орле, нельзя было не посетить областную психиатрическую больницу, созданную Павлом Ивановичем Якобием (см. НПЖ, 2002, 3). Больница разместилась в 15 км от города в семи зданиях на вершине косогора очень живописной холмистой местности, на территории старинной усадьбы с парками. Сохранился и маленький неприметный домик, где жил П.И.Якобий. Многие отделения больницы, в частности, отделения для принудлечения общего и специализированного типа, экспертное отделение и др. размещаются в старых постройках, но несмотря на скудное финансирование содержатся в пристойном виде. Повсюду в отделениях, не в пример многим столичным больницам, вывешен закон о психиатрической помощи. В штате больницы 8 психологов и 1 социальный работник, активно вовлеченные в системы реабилитационных мер.

В течение нескольких часов коллектив больницы с интересом знакомился с деятельностью НПА и ее взглядами на наиболее актуальные проблемы общей и социальной психиатрии. Главный врач больницы Николай Васильевич Путилин и главный врач Орловского ПНД, главный психиатр области Валерий Львович Бабоков в свою очередь поделились опытом преодоления многообразных трудностей нашего времени. Мы убедились, что коллектив больницы вполне заслуживает присвоения этому историческому для российской психиатрии учреждению имени его основателя, фактического основоположника отечественной социальной психиатрии Павла Ивановича Якобия.