Грубое нарушение закона в Москве

3 декабря 2003 г.

Генеральному прокурору Российской Федерации
Ф В.В.Устинову
И.о. прокурора г. Москвы Зуеву А.И.
Мэру г. Москвы Лужкову Ю.М.


Обращение

В психоневрологические учреждения г. Москвы поступило противоречащее законодательству распоряжение Правительства г. Москвы № 412-РМ от 31.10.03 «О составлении единых общих списков присяжных заседателей г. Москвы на 2004 г.», в котором предписывается главным врачам учреждений представить сведения, состоят или нет на учете в диспансерах лица, перечисленные в списке кандидатов в присяжные заседатели.

Указанное распоряжение издано в нарушение сразу трех действующих законов.

  1. Нарушена ст. 80 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР», в соответствии с которой не включаются в списки присяжных лишь те лица с психическими расстройствами, которые признаны судом недееспособными (такими данными должна располагать сама администрация города как орган опеки и попечительства).
  2. Наличие психических недостатков, препятствующих успешному исполнению обязанностей присяжных заседателей, а также инвалидность по психическому заболеванию могут явиться основаниями к исключению лица из списков присяжных, однако лишь по его письменному заявлению.

  3. Нарушена ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Запрашиваемая информация является конфиденциальной и относится к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну – в данном случае врачебную тайну. К врачебной тайне относится не только диагноз заболевания, но и, в первую очередь, информация о самом факте обращения за медицинской помощью (не только, кстати, психиатрической) и последующем наблюдении.
  4. Ст. 61 Основ, кроме того, содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина.

    Незаконное собирание, хранение и использование информации о гражданах влечет административную (ст. 13.11 КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 137 УК РФ).

  5. Проигнорированы нормы Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», в частности, ст. 5, запрещающая дискриминацию лица на основании факта наблюдения у психиатра; ст. 9 о врачебной тайне; ст. 27, изъявшая из официального оборота само понятие «психиатрический учет».
  6. Правительство г. Москвы, предпринявшее проверку «психиатрической благонадежности» населения, руководствовалось, видимо, предубеждением в отношении тех граждан, кто обращается к психиатрам, полагая, что доверять им не следует особенности при выполнении ответственных гражданских обязанностей. При этом Правительство Москвы решило подменить собой судебные инстанции, вторгшись в их компетенцию. Ведь именно суд производит отбор кандидатов в присяжные заседатели, проводит проверку наличия обстоятельств, препятствующих их участию в рассмотрении уголовного дела (глава 42 УПК РФ). Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели обязанность представить необходимую о себе информацию, предоставляет сторонам возможность задать каждому из кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении дела, а также заявить отвод кандидату в присяжные. После завершения опроса кандидатов происходит обсуждение каждого кандидата. Возможна также замена присяжного заседателя уже в ходе судебного разбирательства, если кто-либо из них не может продолжать участвовать в судебном заседании или отстраняется судьей от участия в заседании.


На основании изложенного НПА России просит Генерального прокурора России и Прокурора г. Москвы принять по данному факту меры прокурорского реагирования и сообщить о них в НПА России в порядке, предусмотренном ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», а также Инструкцией о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 15 января 2003 г. № 3.

Выражаем надежду, что проверка указанных нами сведений будет произведена тщательно, полно и объективно, принимая во внимание Указание Генерального прокурора РФ от 17 декабря 2002 г. № 74/40 «Об организации взаимодействия органов прокуратуры с правозащитными и иными общественным организациями».

Президент НПА России, к.м.н., Ю.С.Савенко

Юрист НПА России, к.юр.н., советник юстиции, Ю.Н.Аргунова

P.S. Аналогичный случай был в 1995 г. в городе Долгопрудный Московской области. Прилагаем копию публикация об этом в Независимом психиатрическом журнале (НПЖ, 1996, 1).