Конференция ЮНЕСКО "Социальная справедливость в здравоохранении: биоэтика и права человека"

7-8 декабря 2005 г., Москва

По инициативе Отдела этики науки и технологии Сектора социальных и гуманитарных наук ЮНЕСКО 7-8 декабря 2005 г. в Московском гуманитарном университете была проведена конференция "Социальная справедливость в здравоохранении: биоэтика и права человека", приуроченная к Всемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря) и Дню прав человека (10 декабря).

Проблемы биоэтики являются одним из ключевых приоритетов работы ЮНЕСКО. Это вопросы и этические проблемы, неизбежно возникающие в связи с прогрессом науки и техники, биомедицинскими исследованиями, испытаниями препаратов, практикой отношений с пациентами, подачи информации, соблюдения этического правила и законодательной нормы информированного согласия. Целью конференции было увязать проблемы биоэтики с вопросами прав человека в сфере здравоохранения – той области, где должны находить свое практическое выражение этические нормы, правовые принципы и ценности социальной справедливости.

В октябре 2005 г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека, которую ЮНЕСКО предлагает использовать различным государствам для совершенствования законодательства и политики в этой сфере. Для популяризации и воплощения принципов Декларации в России ЮНЕСКО инициирует ряд проектов в области образования и повышения информированности, а также содействия научно-исследовательским обменам и развитию общественного диалога.

Широкий общественный диалог между государством и гражданским обществом рассматривается как важнейшее условие результативности и качества реформ в сфере здравоохранения, и конференция стремилась содействовать развитию такого диалога и обеспечения участия в нем общественности, в т.ч. научной.

Конференция включала следующие тематические сессии:

  1. Соблюдение права человека на охрану здоровья как приоритет политики в области здравоохранения
  2. Межсекторное партнерство в обеспечении социальной справедливости в здравоохранении
  3. Этические аспекты эпидемии ВИЧ/СПИДа
  4. Охрана здоровья граждан: государственная и общественная экспертиза

В конференции участвовали представители и эксперты государственных, неправительственных и международных учреждений, медицинских, научных и правозащитных организаций, доноров и сообществ пациентов. В результате проведенных дискуссий были выработаны рекомендации по формам и методам сотрудничества различных сторон, вовлеченных в разработку и реализацию политики в области здравоохранения и работу по повышению качества его услуг, а также сделан вывод о необходимости участия всех секторов общества в этой работе. В конференции приняли участие представители Независимой психиатрической ассоциации России, которые рассказали о своем опыте взаимодействия с органами государственной власти и предложили ряд рекомендаций для внесения в итоговый документ.

Итоговый документ, принятый участниками конференции, будет направлен в Правительство, Государственную Думу и другие органы государственной власти. Предлагаем отдельные выдержки из этого документа.

Итоговый документ Конференции и рекомендации

Участники Конференции "Социальная справедливость в здравоохранении: биоэтика и права человека", собравшиеся 7-8 декабря 2005 г. в Москве, представляющие государственные, международные, общественные и частные организации, научные, медицинские и правозащитные учреждения, сообщества пациентов,

... учитывая необходимость актуализации и совершенствования подходов к вопросам социальной справедливости в здравоохранении для гарантирования соблюдения прав человека и этических норм,

признавая, что для оценки социальной действительности и повышения эффективности усилий государства важно уделять внимание развитию равноправного сотрудничества между всеми секторами общества,

... принимая во внимание необходимость учета потребностей и интересов сообществ пациентов и уязвимых слоев населения, и считая, что ко всем без исключения людям следует применять одни и те же этические нормы в медицине и исследованиях в области наук о жизни,

ссылаясь на положения Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека, принятой на Генеральной конференции ЮНЕСКО в октябре 2005 г.,

приняли следующие решения и рекомендации для разработки мер на национальном уровне и внесения предложений в рамках программ международного сотрудничества:

Основные положения

1. Социальная справедливость в здравоохранении находит выражение в следующем:

a. укрепление и охрана здоровья людей без ограничений, по каким бы то ни было признакам или индивидуальным характеристикам;

b. обеспечение универсального доступа к качественной медицинской помощи;

c. обеспечение справедливого доступа к медицинским, научным и техническим достижениям;

d. обеспечение профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваний, препятствующих реализации человеком своего потенциала.

Вопросы социальной справедливости должны найти свое место в национальных планах развития здравоохранения; их следует определять в связи с общими целями политики здравоохранения и политики социально-экономического и культурного развития.

2. Социальная справедливость в здравоохранении должна реализовываться исходя из следующих принципов:

a. она должна основываться на потребности каждого человека иметь хорошее здоровье;

b. первоочередное внимание должно быть уделено группам, находящимся в менее благоприятном положении с точки зрения обеспечения медицинской помощи;

c. она должна полагаться на возможности и стремление всех людей к укреплению своего физического и духовного здоровья;

d. она должна обеспечивать возможности для каждого члена общества реализовать свой потенциал в тех областях, которые представляются данному индивиду наиболее важными и ценными для него.

3. Органам государственной власти следует:

a. признать требования социальной справедливости необходимым и специфическим компонентом всей системы здравоохранения;

b. разработать и принять закон о биомедицинских исследованиях;

c. создавать структуры, разрабатывать и осуществлять программы, отвечающие потребностям всех категорий населения, нуждающихся в медицинской помощи;

d. обеспечивать равноправный доступ к квалифицированной медицинской помощи;

e. принимать меры в целях содействия тому, чтобы программы здравоохранения были направлены на улучшение социального положения наиболее уязвимых групп;

f. обеспечить правовые, экономические, организационные и информационные условия вовлечения институтов гражданского общества в выработку и реализацию политики в области здравоохранения.

4. Социальная справедливость в здравоохранении предполагает не только осуществление аффирмативных (поддерживающих) мер со стороны людей, принимающих решения, но и разнообразные формы активного участия людей, нуждающихся в медицинской помощи. Наличие основных прав, в том числе основополагающего права на достижение наивысших возможных стандартов здоровья предполагает деятельность по реализации этих прав, в том числе, деятельность, направленную на их защиту путем создания добровольных объединений (ассоциаций) граждан.

a. В целях контроля над реализацией принципов социальной справедливости необходима систематическая оценка мероприятий в области поддержки и укрепления здоровья граждан. Чтобы оценка была эффективной, она должна быть включена в программы обеспечения права на здоровье на всех ступенях и этапах. Основную роль в этом могли бы сыграть независимые и междисциплинарные этические комитеты...

5. Учреждениям системы здравоохранения в целях обеспечения социальной справедливости рекомендуется:

a. полностью использовать для выполнения всех поставленных целей существующую материальную базу здравоохранения и создавать новую там, где она отсутствует;

b. делать необходимые капиталовложения в развитие системы здравоохранения: в подготовку врачей, младшего и среднего медицинского персонала, преподавателей медицинских учебных заведений, организаторов и инструкторов;

c. содействовать разработке стратегии и методов развития системы здравоохранения;

d. обеспечивать справедливое вознаграждение труда медицинских работников;

e. устранять экономические и социальные препятствия на пути к получению качественной медицинской помощи.

Специальные рекомендации по итогам работы тематических сессий

Сессия 1 "Соблюдение права человека на охрану здоровья как приоритет политики в области здравоохранения"

Признать в качестве необходимого условия для проведения эффективной политики в области охраны здоровья организацию деятельности, направленной на выявление нужд, потребностей и интересов прямых реципиентов этой политики. Важно обеспечить их полноправное участие в разработке и реализации этой политики, выражающееся в различных формах партнерства государства и общества в области охраны здоровья.

... Ввиду того, что результаты биомедицинских исследований являются существенным фактором обеспечения благосостояния человека и охраны его здоровья, признать важной составной частью политики в области охраны здоровья их поддержку и организацию систематической деятельности, направленной на обеспечение доступности достоверной информации о биомедицинских исследованиях для самых широких слоев населения, в частности, путем создания базы данных о клинических исследованиях. Представляется важным также широкое использование новейших научно-технических достижений, в частности, современных биомедицинских технологий, для повышения качества услуг в здравоохранении.

... Считать необходимым активное вовлечения граждан в формирование и реализацию политики в области охраны здоровья вследствие наличия у различных социальных групп специфических жизненных потребностей и в связи с ограниченными возможностями для реализации собственного человеческого потенциала, в особенности, что касается отдельных групп людей с определенными заболеваниями (такими как онкологические, сердечно-сосудистые, связанные с ослабленным зрением, диабет, ВИЧ/СПИД и др.). Платформой для такого вовлечения должны стать различные общественные движения и организации, в частности, защищающие права и интересы как пациентов и потребителей социальных услуг в целом, так и отдельных сообществ пациентов.

... Исходя из того, что защита прав наиболее уязвимых категорий населения является ключевым условием реализации целей и принципов социальной справедливости в здравоохранении, особое внимание следует уделять следующим социальным группам: женщины, молодежь, люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, население слаборазвитых и сельских регионов, безработные, этнические и культурные меньшинства, люди пожилого возраста, люди с физическими и умственными недостатками. Интересы этих социальных групп должны стать объектом приоритетного внимания со стороны государственных институтов и учреждений системы здравоохранения.

Сессия 2 "Межсекторное партнерство в обеспечении социальной справедливости в здравоохранении"

... Исходя из необходимости привлечения опыта и ресурсов организаций гражданского общества в выработке и реализации политики в области здравоохранения, обеспечении доступа к качественной медицинской помощи и защите прав пациентов, рекомендуется:

a. обеспечивать участие институтов гражданского общества в процессе принятия решений в области охраны здоровья и оценки этических аспектов медицинской помощи и биомедицинских исследований на принципах равноправия, обязательного представительства, информированности, участия на всех стадиях реализации;

b. признать одной из форм такого вовлечения участие в работе этических комитетов, среди прочих, представителей организаций сообществ пациентов...

Сессия 3 "Этические аспекты противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДа"

... Принимая во внимание специфику распространения ВИЧ, состоящую в том, что наибольшее распространение эпидемии наблюдается в среде людей, принимающих инъекционные наркотики, при том, что одним из наиболее эффективных методов профилактики ВИЧ-инфекции среди данной целевой группы являются программы снижения вреда, считать целесообразным поддержку на государственном уровне программ снижения вреда, заключающуюся в следующем:

a. обзор, анализ и адаптация существующего опыта в мире и России;

b. интеграция программ снижения вреда в систему государственных мер по профилактике;

c. выделение части средств государственного и муниципального бюджета на здравоохранение, предусмотренного на профилактику, для реализации программ снижения вреда;

d. подключение НКО, обладающих необходимыми навыками и человеческим потенциалом, в качестве основных исполнителей соответствующих программ.

Принимая во внимание неоднозначность активно поднимаемого в настоящее время в мире и России на различных уровнях вопроса о заместительной терапии, инициировать дискуссии для рассмотрения возможности внедрения программ заместительной терапии и ее этической составляющей для профилактики и лечения ВИЧ-инфекции с привлечением законодателей, экспертов системы здравоохранения, научных и медицинских учреждений и пациентов, направленные на решение следующих вопросов:

e. анализ условий, факторов и оценка, в том числе этическая, необходимости внедрения программ заместительной терапии;

f. анализ опыта и практики проведения программ заместительной терапии в других странах;

g. анализ существующего законодательства и институциональной инфраструктуры на предмет возможности внедрения программ заместительной терапии;

h. анализ возможных путей и инструментов внедрения программ заместительной терапии.

Сессия 4 "Охрана здоровья граждан: государственная и общественная экспертиза"

...Исходя из того, что социальная справедливость в здравоохранении не может быть достигнута, если не осуществляется мониторинг государственных мер и инициативных действий граждан в этой области, а также анализ эффективности таких мер и действий, считать целесообразным решение органами государственной власти и местного самоуправления следующих задач:

... осуществление исследований, включая мониторинговые, силами организаций, формально не зависящих от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, на основе социального заказа на научно-исследовательские разработки с финансированием из средств соответствующих бюджетов;

... обеспечение доступности и публичного характера пользования данными мониторингов посредством опубликования в средствах массовой информации.

... Считать целесообразным осуществление поэтапного перехода от отдельных исследований в области социальных аспектов здравоохранения через мониторинг этих аспектов по утвержденным показателям к государственной и общественной экспертизе по вопросам развития человека и охраны жизни и здоровья граждан (гуманитарной экспертизе). Такая экспертиза должна становиться обязательным элементом системы здравоохранения на всех ее уровнях и во всех территориях...

Меры по формированию обозначенных мониторинга и гуманитарной экспертизы важно рассматривать как часть активной деятельности институтов гражданского общества, осуществляемой совместно с государством. В этой связи следует:

...инициировать разработку и осуществление социальных проектов в целях обеспечения социальной справедливости в здравоохранении, продвижения к более эффективной модели взаимодействия государства и гражданского общества;

...определить содержание и объем мер государственной поддержки инициативных проектов структур гражданского общества, отдельных граждан, семей в данной области на принципе субсидиарности.