Психопатология в современных научных работах

Авторы исходят из научно-обоснованного представления о том, что клинико-психопатологическое описание остается и останется основным методом психиатрии, будучи – вопреки расхожему убеждению – неисчерпаемым и наиболее сложным, в принципе незаменимым никакими инструментальными методами. Одновременно они отмечают повсеместное, во всем мире, исчезновение из научных работ непосредственных результатов клинико-психопатологического описания, т.е. клинических примеров. Из обязательного атрибута научной статьи, внятного выражения профессионального уровня авторов, определяющего меру доверия к результатам исследования, клинические примеры превратились в редкость, оказались заменены статистическими выкладками.

Сравнив представленность клинических работ «Журнала неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова» за 100 лет, наличие в них клинических примеров и их удельный вес там, где они были, авторы отметили, что, начиная с 1977 года до настоящего времени включительно, наблюдается фактически полное отсутствие клинических примеров в психиатрических статьях, которые под влиянием, прежде всего, преобладающего потока психофармакологических работ оказались вытесненными принципиально новым типом исследований, где математическая обработка массовых результатов подменяет прежнюю тщательную разработку отдельных клинических наблюдений.

Таким образом, исследователи-психиатры фактически отказались от того, что является основой основ клиницизма подменили профессионализм профессионализмом математика-статистика, тогда как результаты математической обработки зависят, прежде всего, от того, что именно подвергается математической обработке, насколько корректно подготовлены исходные данные для этого. Современные компьютерные технологии легко позволяют придать супернаучный антураж чему угодно.

Между тем, главным в «парадигме» является то, что не фигурирует в определении Томаса Куна. «Парадигма» или, точнее, «дисциплинарная матрица» представляет у Куна общепринятый в научном сообществе набор предписаний для «постановки задач и их решения». Здесь упущено первое и главное – «описание непосредственно данного».