Минздрав во главе антипсихиатрического движения

12 ноября в Москве в гостинице «Космос», в день окончания съезда РОП, прошел XIII съезд Независимой психиатрической ассоциации России. Делегаты из 27 регионов страны обсудили деятельность ассоциации за последние три года, прошедшие со времени предыдущего съезда, и избрали руководящие органы. Президентом НПА России вновь стал Юрий Сергеевич Савенко, исполнительным директором – Л.Н.Виноградова. Появился новый вице-президент – Александр Андреевич Коломеец, председатель общества психиатров Приморского края. Другими вновь были избраны д-р А.Б.Богданов из Архангельска, д-р А.Я.Перехов из Ростова-на-Дону и проф. Б.Н.Пивень из Барнаула. Таким образом, руководство Ассоциации расширило свою географию и теперь охватывает практически всю страну. Отсутствие смены лидеров, о котором говорилось на съезде, - вынужденная мера, которая отражает реально сложившуюся ситуацию в предмете: не каждый рискнет открыто противостоять системе.

Вопреки плюрализму мнений атмосфера съезда отличалась единодушием в отношении основных приоритетов Ассоциации, которые приобрели еще большую актуальность.

Научная программа съезда была посвящена проблеме антипсихиатрии, позиции которой продолжают укрепляться. Выбранная тема позволила коснуться основных болевых проблем нашего предмета. На съезде были представлены самые разные позиции, вплоть до приглашения одного из лидеров антипсихиатрического движения Романа Чорного. Однако присланный им доклад оказался намного более «миролюбивым», чем некоторые доклады из собственных рядов, прежде всего, доклад П.Б.Тищенко, что лишний раз подчеркнуло высокую актуальность темы съезда и открытое поле для дискуссий в журнале. Выступающие откровенно говорили о ситуации в психиатрии и тех обстоятельствах, которые играют на руку антипсихиатрическому движению, во главе которого фактически оказался Минздрав, издавший накануне серию приказов, пресекающих приток молодых специалистов в психиатрию, лишающих психиатров всех льгот, ужесточающих список профессий, закрытых для психически больных. Обсуждались проблема добросовестности научных исследований, этико-правовые проблемы правдивости в отечественной психиатрии, проблема профессиональной независимости врача-психиатра. Говорилось о принципиальном нежелании врачей-психиатров сообщать людям диагнозы и подробности терапии, выдавать на руки выписки из историй болезни, о необоснованном назначении высоких доз препаратов, невнимании и грубости некоторых врачей. В программном докладе Ю.С.Савенко была сформулирована позиция, согласно которой наиболее опасными формами антипсихиатрии являются те, которые исходят от самих психиатров. А такое встречается достаточно часто, обычно незаметно для них самих. В целом, роль антипсихиатрического движения была оценена как позитивная, прозвучало даже мнение, что если бы антипсихиатрического движения не было, его следовало бы придумать. Прямые формы антипсихиатрии полезны, а радикалистские слишком абсурдны, чтобы спорить с ними и обращать на это внимание.

«Какой позиции держится теперь ПНА относительно доводов о вреде деструктивных культов после серии книг и публикаций Пашковского, Сидорова и др., повторивших мою позицию на этот счет?» – спросил проф. Ю.И.Полищук. – «По-прежнему как на ненаучные», в подтверждение чего был зачитан отрывок из экспертного заключения, которое целиком публикуется в этом выпуске журнала в рубрике «Из досье эксперта».

Пресса, хотя и оповещенная, отсутствовала: если на съезде РОП был только корреспондент «Медицинской газеты», то здесь – только корреспондент «Французского радио».

За то во время съезда РОП в фойе среди делегатов сновало несколько активных раздатчиков «специального приглашения на бесплатное посещение выставки «Тайны психиатрии: прошлое и настоящее», проходившей 28.09- 13.11 в 19 павильоне ВДНХ. Несколько делегатов, побывавших на ней, были впечатлены, как ее размахом, так и беспредельностью обвинений в адрес психиатрии.

В принятой резолюции среди многих конкретных предложений выражается недоверие Минздраву, необходимость консолидации профессионального сообщества врачей в Национальной медицинской палате для отстаивания саморегулирования, осуществления сертификации и распределения средств силами научно-практических обществ.