Право граждан на получение информации о состоянии здоровья может оказаться под угрозой нарушения

А.Г. Устинов

Поспешность, с которой принимался Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ), может сыграть злую шутку при реализации гражданином принадлежащего ему конституционного права на получение информации, в данном случае, права на получение информации о состоянии его здоровья. Часть 1 ст.22 Закона № 323-ФЗ устанавливает, что каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи. Между тем, как это следует из ч.2 ст.22, юридическая обязанность по предоставлению указанной выше информации о состоянии здоровья возникает только по отношению к лицам, обладающим статусом пациента.

В ч. 4 и 5 ст.22 правом непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья, а также правом получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов наделены исключительно пациенты и их законные представители. В соответствии с п.9 ст.2 Закона № 323-ФЗ пациентом является физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.
Таким образом, если гражданин после выписки из психиатрической больницы вновь обратится туда, но не за оказанием ему психиатрической помощи, а с целью получения информации о состоянии его здоровья, либо отражающих его состояние здоровья медицинских документов (их копий), ему в этом должно быть отказано согласно ст.22 Закона № 323-ФЗ, т.к. он не обладает статусом пациента.

В то же время Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ст.9) наделяет врачей-психиатров лишь правом, а не обязанностью предоставлять гражданину сведения о состоянии его психического здоровья и об оказанной ему психиатрической помощи. К тому же данный Закон распространяется на граждан при оказании им психиатрической помощи (ч.1 ст.3).
Более того, закрепляя за пациентом и его законным представителем право на получение информации о состоянии здоровья, законодатель в ч. 2 и 3 ст.3 Закона № 323-ФЗ устанавливает правило, в соответствии с которым нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам указанного Федерального закона. В случае же наличия такого несоответствия должны применяться нормы последнего.
Не ясно, чем руководствовался федеральный законодатель, резко ограничивая круг лиц, которым может быть предоставлена информация о состоянии здоровья и, тем самым, нарушая единство и взаимосвязь правовых норм, содержащихся в ст.22 Закона № 323-ФЗ (ч. 1 не согласуется с ч. 2, 3,4 и 5). Утратившие силу Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I (ст.31) в качестве субъекта права на получение информации о состоянии здоровья признавали не пациента, а гражданина как наиболее универсальную правовую категорию.
Следует также отметить, что в Принципах защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (утверждены Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.1991 г. № 46/119) особо оговаривается, что правом на доступ к информации обладают не только пациенты, но и бывшие пациенты психиатрических учреждений (Принцип 19). Данные Принципы являются общепризнанными в современных демократических государствах.

В случае если ст.22 Закона № 323-ФЗ будет истолковываться в правоприменительной практике как предоставляющая право на получение информации о состоянии здоровья исключительно пациенту или его законному представителю, она может быть проверена в рамках конституционного судопроизводства на предмет соответствия Конституции РФ, в частности, ее статьям 19 (ч.2), 29 (ч.4), 55 (ч.3).

С учетом изложенного, считаем необходимым рекомендовать федеральному законодателю внести изменения в ч. 2-5 ст.22 Закона № 323-ФЗ, заменив слово «пациент» на слово «гражданин» в целях гарантирования каждому права на получение информации о состоянии его здоровья.
Однако это еще далеко не полный перечень проблем, связанных с реализацией гражданами их права на получение информации о состоянии здоровья. Так, граждане, обратившиеся на основании ч.5 ст.22 Закона № 323-ФЗ с письменным заявлением о предоставлении им медицинских документов (их копий) и выписок из них, рискуют получить неправомерный отказ в предоставлении им такого рода документированной информации в связи с отсутствием (!) нормативного правового акта, устанавливающего основания, порядок и сроки предоставления таких документов. Часть ч.5 ст.22 Закона № 323-ФЗ содержит правовую норму, носящую бланкетный характер, реализация которой поставлена в зависимость от принятия соответствующего нормативного правового акта Министерством здравоохранения РФ. Однако данный нормативный правовой акт до сих пор не принят.

Право гражданина на получение информации о состоянии здоровья по своей природе является конституционным и гарантируется ч.4 ст.29 Конституции РФ. В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
В соответствии с ч.1 ст.15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Таким образом, отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них, должно компенсироваться прямым действием Конституции РФ, а также тем обстоятельством, что право гражданина на получение информации о состоянии здоровья является непосредственно действующим, в силу чего гражданину не может быть отказано в предоставлении по его письменному заявлению медицинских документов (их копий) и выписок из них лишь по причине отсутствия механизма реализации данной нормы.