100-летие «Общей психопатологии» Карла Ясперса (1883-1969)

Карл ЯсперсОтмечаемый юбилей – одна из самых значительных дат в истории психиатрии, так как «Общая психопатология» Ясперса, опережая другие науки, поставила психиатрию – самую сложную и архаичную медицинскую дисциплину на парадигматически новую феноменологически выверенную почву, вернув субъективному самоотчету больных статус объективных данных и предохранив психиатра от роли ветеринара.

Ясперс фактически заново переписал категориальный аппарат предмета, избежал всех крайностей, выбрав ясное строгое реалистичное направление развития.

Написать эту книгу, востребованность которой начала ощущаться ведущими психиатрами, Карл Вильманс [ Karl Wilmanns (1873-1945) – старший врач Гейдельбергской психиатрической клиники, которого Ясперс называл своим учителем, возглавлял Гейдельбергскую клинику после Франца Ниссля (1904-1918) с 1918 по 1933 гг., когда был смещен за антигитлеровское выступление. Именно этот период вошел в историю как «Гейдельбергская школа психопатологии», кредо которой состояло в признании психопатологии фундаментальной частью психиатрии, хотя датировать ее начало точнее с 1910–1913 гг. ] не случайно предложил Ясперсу, тогда совсем молодому сотруднику Гейдельбергской клиники. Решающую роль сыграло то, как Ясперс общался с больными и как это описывал, что очевидным для всех образом отлилось в его первых публикациях, особенно в работе, посвященной бреду ревности [ Перевод этой работы 1910 г. “Бред ревности. К вопросу: «развитие личности» или «процесс»” (“Zeitschr. f.d.ges. Neurol. u. Psychiatrie”, 1910, Bd. 1, 567-637) был опубликован в 4 выпусках Независимого психиатрического журнала за 1996 г. Другой перевод помещен в 2-х томнике: К.Ясперс «Собрание сочинений по психопатологии» - М. – СПб., 1996, т. 1 ]. Эта разновидность паранойяльного бреда вывела Ясперса на проблему, обозначенную им впоследствии как главная проблема психиатрии. Она стала предметом самой острой дискуссии в психиатрии – спору о паранойе, который для отечественной психиатрии до сих пор актуален, т.к. именно диагноз «паранойяльное развитие личности» (F22.01), «паранойяльная шизофрения с сенситивным бредом отношения» (F22.03), «паранойяльная шизофрения», не выводимая из личности (F22.82), «психопатоподобная» и «неврозоподобная» «малопрогредиентная вялотекущая шизофрения» (F21) ставились в 1960-80 гг. расширительно, нередко в немедицинских целях.

Первое издание «Общей психопатологии» вышло в 1913 г. и сразу было оценено по достоинству Ф.Нисслем, Э.Крепелиным и мн.др. Грянувшая Первая мировая война, патриотическому угару которой Ясперс не поддался, помешала распространению идей этой работы, но в 1919 г. вышло второе издание, а в 1923 – третье. Именно оно, представлявшее еще небольшую книгу, почти втрое меньше последнего издания, было зареферировано в 1935г. Николаем Павловичем Бруханским на 60 страницах, что сделало его доступным широкому кругу отечественных психиатров. Но уже спустя год ученикам Льва Марковича Розенштейна, Н.П.Бруханского и многим другим пришлось отрицать даже просто положительное отношение к этой работе.

И такая атмосфера длилась до 1989 г. – более полустолетия. Вопреки этому, пиетет к этой книге всегда сохранялся и ее идеи распространялись через вторые-третьи руки. Но отголоски замалчивания роли «Общей психопатологии» до сих пор характерны для современных отечественных руководств по психиатрии, общая часть которых сохраняет инерцию советских времен либо просто отсутствует.

В противоположность этому НПА России с момента своего создания в 1989 году во всех своих программных заявлениях провозгласила «Общую психопатологию» Ясперса фундаментом предмета нашей деятельности. Свой первый образовательный семинар в 1992 году мы посвятили феноменологическому методу как основе новой пропедевтики психиатрии, разработанной Ясперсом, что привлекло в ряды НПА 11 заведующих кафедрами психиатрии и многих главных врачей из разных регионов России. Это отражало изначальный пиетет к «Общей психопатологии» Ясперса и Гейдельбергской школе эпохи Карла Вильманса, как примера высокого клиницизма и вершине нашего предмета, достигнутой в преднацистский период. В 1992 году А.А.Ткаченко поместил в журнале «Логос» аналогичную статью о роли «Общей психопатологии» Ясперса. В 1995 г. мы издали «Философскую автобиографию» Ясперса, проникновенная интонация которой произвела, по свидетельству проф. Н.Г.Шумского, очень сильное впечатление на многих. В 1996 г. вышло собрание психопатологических работ Ясперса и его патографии и, наконец, в 1997 г. – «Общая психопатология». То, как появился перевод, найдены редакторы, издатель и автор предисловия – целая отдельная выразительная история. Хорошо видно, что и подписавший, и написавший предисловие не прочли или, по крайней мере, не поняли текста, истолковав его совершенно превратно, и в последующих допечатках предисловие было снято. Но само издание стало для нас сущим праздником. Нам принесло глубокое удовлетворение, что заданный нами импульс завершился изданием всех психиатрических текстов Ясперса, открыв дорогу к этому драгоценному источнику всем желающим.

10 лет назад наш журнал откликнулся на 90-летие «Общей психопатологии» аналитической статьей (2003, 3).

«Общая психопатология» показала, что представление «будто прогресс психопатологии невозможен в принципе», просмотрели, как это нередко бывает, элементарную, лежащую перед глазами вещь – «нужно выйти на соответствующий уровень мышления», располагая строгими и тонко дифференцированными понятиями и постоянно совершенствуя их. Необходим постоянный тренаж не только феноменологического эпохé, т.е. воздержания от суждения на период беседы и описания, но и профессионально ориентированных естественных классификаторских усилий на последующих этапах (по примеру известной интеллектуальной игры «загадай слово», в которой удивительным образом удается угадать его за 6-8 пробных вопросов) на основании данных непредвзятого описания.

Удивительно и печально видеть самонадеянность зарубежных и наших коллег, которые воображают, что их продвинутость во времени сделала их «доказательнее» Ясперса, что их рефлексия тоньше и многообразнее, что анкеты, шкалы, огромные выборки и статистический аппарат в состоянии заменить клинико-психопатологический метод непосредственного общения с больным. «Общая психопатология» Ясперса сделала этот метод неуязвимым существом и основанием нашего предмета.

Но Ясперс – это нечто большее, чем выдающийся ученый, преобразивший самую смутную из наук. Это выдающийся философ, решительно продвинувший по-человечески сокровенный способ философствования, прояснивший ответы на «мировые загадки». Более того, это человек, который не только всем своим творчеством, но всей своей прожитой жизнью дал высокий пример во всем главном для каждого из нас. Он оставил нам проницательные, чуждые всякого догматизма ответы на удивительно широкий круг вопросов. Это его книги, выступления, интервью на самые жгучие вопросы современности и личный пример поведения в критических ситуациях императорской Германии, Первой мировой войны, Веймарской Республики, национал-социалистического режима, оккупации и становления Федеративной Республики Германии. Деятельность и творчество его и Генриха Бёлля вернули доверие к немцам и Германии. Все это позволяет на относительно нейтральном для нас примере Германии яснее увидеть себя и собственную ситуацию.

Послевоенные книги Ясперса - «Вопрос о вине» (1946); «Ницше и христианство» (1946), «О европейском духе» (1946), «Об истине» (1947), «Наше будущее и Гете» (1947), «Истоки истории и ее цель» (1948), «Философская вера» (1948), «Разум и антиразум в нашу эпоху» (1950), «Атомная бомба и будущее человечества» (1962), «Об условиях и возможностях нового гуманизма» (1962), «Куда движется ФРГ?» (1967) - это проникновенное, проясняющее и одухотворяющее чтение.

Политическим завещанием Ясперса можно назвать его знаменитое интервью с главным редактором журнала «Шпигель», воспроизведенное в нашем журнале (2005, 1; http://www.npar.ru/journal/2005/1/jaspers.htm).

Ю.С.Савенко