Мрачные годовщины нельзя забывать

В январе 2013 г. исполнилось 70 лет Ванзейской конференции, на которой был принят план «окончательного решения еврейского вопроса», т.е. уничтожения европейских евреев, реализация которого получила название Холокоста. За это единодушно голосовали не психически нездоровые люди, и не дикари. . Выяснять механизмы таких голосований и их исполнения необходимо постоянно. Для нас здесь важно лишний раз подчеркнуть, что самые чудовищные и массовые преступления – дело психически здоровых людей, вопреки расхожему мифу об опасности наших пациентов, что все же не лишает нашу профессию права называться опасной.

5 марта 2013 г., в день смерти Сталина 60 лет назад, в синагоге в парке Победы у бывшей Поклонной горы, помянули 60-летие «дела врачей», сообщение ТАСС о .котором 13 января 1953 года обернулось массовой психической эпидемией страха и ненависти к корпорации врачей в целом, ненадолго почувствовавшей, что значит быть евреем. Смерть Сталина пришла как чудо избавления от казавшейся многим неизбежной депортации и погромов – причем как раз в день Пурима – таком же чудесном избавлении от уничтожения персами. Наш журнал (2012, 1), видимо, до сих пор единственный, откликнувшийся на это событие, вопреки его историческому значению не только для врачей и психиатрии.

Наконец, 100 лет назад завершилось знаменитое дело Бейлиса, вызвавшее не меньшее осуждение психиатров всего мира, чем использование психиатрии в политических целях в Советском Союзе полвека спустя и, ставшее крупной вехой в истории отечественной психиатрии, драматическим уроком: не выходить за пределы своей компетенции, не вмешиваться в религиозную проблематику, что нарушил в 1995 году Государственный центр социальной и судебной психиатрии, именующий себя именем В.П.Сербского. И опять-таки только наш журнал неоднократно откликался на этот процесс (2011, 2), в частности, републикацией экспертизы В.М.Бехтерева (1998. 1) и экспертизы В.П.Сербского (2008, 4) по делу Бейлиса, а также цитировал дифирамбы И.А.Сикорскому наших военных психиатров с попыткой представить его экспертизу исключительно как «первую судебную психолого-психиатрическую экспертизу». В своих замечательных «Воспоминаниях за 50 лет» (1929, 1984) врач и писатель С.Я.Елпатьевский пишет, что «с первых же дней процесса явственно вскрылось, что судят не Бейлиса, а еврейский народ, еврейскую религию…». «Не будет преувеличением сказать, что с введения судебных учреждений в 60-х годах не было такого цинического процесса как дело Бейлиса». Увы, к этому остается добавить, что это не распространяется на последующие времена. Но к чести присяжных и передовой русской общественности, этот процесс был выигран и «на улицах приходилось наблюдать необыкновенные сцены: обнимались и целовались русские с русскими и русские с евреями, и была всеобщая радость».