Конференция по «Правовым и этическим проблемам психиатрической помощи»

30 ноября 2009 года в Москве прошла конференция „Правовые и этические проблемы психической помощи“, проведенная по эгидой организации, которая наименовала себя „Общество - права человека и психическое здоровье“ (президент В.С.Ястребов), Общественного совета по вопросам психического здоровья при главном психиатре Минздравсоцразвития (председатель В.С.Ястребов при Т.Б.Дмитриевой), Московского областного общества психиатров и психиатров-наркологов, Научного центра психического здоровья РАМН и ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Ключевой темой, за обсуждением которой участники провели целый день, была проблема назревшей необходимости принятия изменений и дополнений в Закон о психиатрической помощи. В 1998-2003 годах совместно с правозащитной общественностью мы предотвратили три попытки (1999, 2000, 2003) внесения изменений и дополнений в закон о психиатрической помощи, которые серьезно сужали его демократические завоевания. Сейчас речь идет о принципиально других изменениях, необходимых в силу постановления Европейского Суда по делу Ракевич и делу Штукатурова, и постановлений Конституционного суда. Последние нуждаются еще в серьезных дополнениях, хотя как и 6 лет назад время не благоприятствует таким изменениям.

Руководитель юридической службы НПА России Ю.Н.Аргунова выступила с докладом „Институт недееспособности и опеки: пути реформирования“. Однако в программе она не была представлена как представитель НПА. Доклад был целиком посвящен тому, как в последние годы используется закон, который фактически не защищает права людей, а скорее, полностью лишает их гражданских прав. Признание граждан недееспособными чаще является мерой превентивной, преследующей цель предотвращения юридически важных сделок. Огромной проблемой является и то, что суды зачастую отождествляют психическое расстройство с недееспособностью, и не ставят перед экспертами задачу выяснить, в отношении каких именно действий лицо не может понимать значение своих действий и руководить ими, ведь на самом деле влияние психического расстройства на способность принятия решения сложнее и многогранее, многие больные даже с тяжелыми расстройствами сохраняют возможность принятия решений в тех или иных случаях. Между тем, статистика поражает цифрами - ежегодно в суды подается более 40 тысяч заявлений о признании лица недееспособным, положительные решения принимаются в среднем по 35 тысячам из них, с 1998 по 2008 годы число экспертиз по недееспособности удвоилось, а по сравнению с 1994 годом – выросло в 4 раза.

Перед лицом этих и множества других не менее трудных вызовов действительности, когда необходима профессиональная солидарность и объединение усилий, мы – в который раз – сталкиваемся с прямо противоположным под маской прав человека. Одной из основных целей прошедшей конференции было конституирование, в качестве ведущей, новоявленной организации «Общество – права человека и психическое здоровье». НПА России с октября 1989 годанеоднократно сталкивалась с этим стереотипным сценарием: подменить нашу деятельность и само наше существование послушными управляемыми людьми. Председатель конференции В.С.Ястребов показал на экране список имен разработчиков закона о психиатрической помощи. Никого из членов НПА там не было. Между тем из 15 реально работавших специалистов 6 было от НПА, 4 от Центра им. Сербского и 5 от пяти различных учреждений. В.С.Ястребов забыл об этом? Но на конференции распространялась книга В.Я.Евтушенко «Права людей с психическими расстройствами» с предисловием В.С.Ястребова, где этот факт упомянут. Недавно мы воспроизвели аналогичную забывчивость В.С.Ястребова в большой работе 1997 года, где он приписал нашу деятельность организации, созданной М.Е.Вартаняном только на бумаге (НПЖ, 2009, 1, стр. 14). А ведь научная работа обычно располагает к точности.

Но для нас намного важнее, что ряд ведущих сотрудников Центра Сербского стали относиться к нашей деятельности дружественно. А.А.Ткаченко уже соглашается с важной ролью специалиста для реализации принципа состязательности в судебном процессе, Н.К.Харитонова активно поддержала нашу позицию о необходимость института парциальной недееспособности и т.д. Нельзя было не обратить внимание на отсутствие на этой конференции, посвященной «правовым и этическим проблемам психиатрической помощи» (и на многих других в течение последних лет) разработчика «Этического кодекса судебного психиатра», самого талантливого сотрудника Центра Сербского проф. В.А.Тихоненко. Именно его горячие дискуссии с В.П.Котовым и Б.В.Шостаковичем были обычно эпицентром наших заседаний и задавали им тон наряду с выступлениями С.С.Гурвица, И.Я.Гуровича и Ю.Л.Метелицы.

Было ли умолчание о важной роли НПА осознанным или показателем непрофессионализма организаторов – неизвестно, очевидным было лишь то, что несмотря на многочасовые обсуждения реформирования закона, в финальной резолюции конференции так и не оказалось пункта о необходимых поправках, а значит актуальный и важный вопрос так и остался без внимания.

Ю.С.Савенко